Перевод статьи "Почему в аналитике тоже важно рассказывать истории. И почему это нам не дается"

25 Мар 2015 статья

Каждый раз, когда я разговариваю с успешными аналитиками, — а я делаю это постоянно — проходит совсем немного времени, прежде чем они упоминают о «презентации данных в виде истории». Может показаться очевидным, что каждому, кто проводит анализ данных, нужно рассказать её, описывая процесс анализа и его результат, но для многих специалистов это вовсе не очевидно. В этой заметке я обозначу пять причин, почему презентация аналитических данных в виде истории важна для организации, а также отчего люди и организации плохо владеют этим навыком или не пользуются им совсем.

Я думаю, что люди, занимающиеся аналитикой и работой с данными, должны одновременно увлекаться рассказами и уметь хорошо их преподносить, и вот почему:

  1. История всегда была эффективным инструментом передачи человеческого опыта. Она основывается на сборе данных и их исследовании и является всего лишь сравнительно новой моделью того же инструмента. Это способ обобщить и постигнуть смыслы нашего сложного мира. Она дает нам контекст, озарение, интерпретацию — все то, что делает данные осмысленными, а исследования актуальными и интересными.

  2. Если речь идет об аналитике, перед вами обычно стоит задача изменить чей-то образ действий или способ принятия решений. С помощью этих мощных инструментов вы пытаетесь переубедить своего собеседника, вызвать его доверие, произвести перемены. Но неважно, насколько впечатляющими будут ваши выводы, насколько ценными будут ваши данные, — вы не увидите перемен, пока заинтересованная в вашей работе сторона не начнет понимать, что именно вы сделали. Для этого может потребоваться иллюстрация, устная или наглядная. Так или иначе, рассказ необходим.

  3. В основном люди не разбираются в деталях аналитики, однако им нужны доказательства и данные. Истории, основанные на исследовательских данных, выглядят более убедительно, чем на анекдотах и личном опыте. Пожалуй, самые убедительные — это те, в которых выводы сочетаются с конкретной точкой зрения или примерами из жизни реальных людей или организаций.

  4. Подготовка и исследование данных обычно отнимают много времени, но для зрителей или заинтересованной стороны нам нужно обозначить эти процессы вкратце. Излагать количественный анализ в подробностях слишком долго и скучно. Аналитикам нужен способ в сжатом и броском виде представить самые выдающиеся находки, полученные в ходе работы. Искусство рассказа подходит для этого как нельзя лучше.

  5. Здесь, как и в других областях, существует всего несколько разновидностей историй. Превращение аналитической работы в них помогает стандартизировать ее обсуждение и сделать полученные результаты более доступными. Считают, что в литературе имеется всего семь основных сюжетов. Я когда-то утверждал, что существует десять видов исследовательских историй. Независимо от общего числа, если организация ясно представляет, какие типы можно рассказать с помощью данных и аналитики, становится более вероятным, что исследователи со временем займутся изучением разных видов. Самое главное, репертуар должен выходить за пределы простого отчета с перечислением произошедших событий.

Несмотря на все эти доводы, убеждающие нас в важности рассказов, большинство специалистов по количественному анализу не слишком подкованы в их создании и представлении. Последствия этого весьма серьезны — работа аналитиков не оказывает должного влияния на решения и действия компании. Это значит, время и деньги, потраченные на сбор данных, их интерпретацию и эффективное исследование, тратятся впустую.

Итак, почему же отдельные люди и организации не владеют навыками презентации в виде истории? По четырем причинам:

1. Специалисты по анализу часто недостаточно мотивированы или успешны в общении с углеродными формами жизни. Еще в колледже они тяготеют к структурированным, недвусмысленным, неизменным областям, таким как математика, статистика и компьютерные науки, и в своей карьере по-прежнему предпочитают общение с числами общению с живыми людьми. Разумеется, не все специалисты по количественному анализу придерживаются этих убеждений, некоторые из них, даже сосредоточившись на числах, могут со временем обрести большую человечность и литературность убеждений. Но давайте признаем: многим аналитикам нелегко дается навык убедительно рассказывать другим человеческим существам.

2. Если у специалиста не было природной склонности к этому, во время учебы он тоже вряд ли получил исчерпывающие инструкции на данный счет. Преподаватели курсов статистики и анализа сами зачастую не слишком умелые рассказчики. И они вполне могут считать, что гораздо важнее уделять внимание точным методам, а не «терять время» на альтернативные подходы. Однако с точки зрения потребителя это неправильно. Опрос около 400 сотрудников рекрутинговых служб, работающих с выпускниками колледжей по специальности аналитика, подытоженный в этой статье (ссылка), показал, что самым востребованным из всех качеств, которые предъявляли к кандидату, было умение общаться с людьми.

3. Увлечение рассказами, по мнению некоторых аналитиков, может быть неуместной, или, по крайней мере, менее обоснованной тратой времени по сравнению с собственно технической деятельностью. Специалисты могут справедливо возразить, что многие люди умеют хорошо описывать какие-то случаи, но лишь немногие способны рассчитать регрессионную логистическую модель с поправкой на дисперсию случайной ошибки. Возможно, они считают, что именно количественный анализ — оптимальный способ использовать их время и умственные способности, а искусство рассказа лучше кому-нибудь оставить. Возможно, они в чем-то правы, но передавая другому человеку право представлять свои аналитические результаты, вы идете на определенный риск, а кроме того, это требует от вас больше усилий.

4. Чтобы представить свои данные через убедительный рассказ, приходиться приложить немало времени и креативных усилий. Старший аналитик одной фармацевтической компании сказал мне, что он (и большинство сотрудников его группы) тратит примерно половину своего времени на поиск оптимального способа сообщить о полученных результатах. Многие из них недовольны тем, что эта проблема отнимает так немало времени, даже если в итоге их презентация становится более эффективной.

Итак, существует несколько причин, почему презентация в виде повествования имеет большое значение для успешной работы с аналитическими программами. А также отчего это работает не слишком хорошо. Я создал эту историю, чтобы поводов для хороших рассказов у вас было больше, чем препятствий, и чтобы она получила счастливый конец.

— Том Дэвенпорт, независимый старший советник, Deloitte Analytics

Оригинал статьи