Отзыв на "Умение слушать" (Б. Феррари)

29 Авг 2013 книга

Наверное, многие слышали про исследование, в котором людей спрашивали, кто такой хороший собеседник и какими качествами он обладает. Респонденты дали любопытные ответы: хороший собеседник – это тот, кто интересуется нами, слушает и спрашивает о нас.

И правда: слушание – это такой же необходимый навык, как и говорение. Мы ходим на тренинги по развитию опыта деловой коммуникации, проведения переговоров, выступлений. Это в той или иной форме говорение. А как же с обратной стороной процесса коммуникации? Где учат слушать?

И вот в руках у меня оказалась книга «Умение слушать. Ключевой навык менеджера» Бернарда Феррари. Что в ней есть замечательного?

Во-первых, само по себе то, что автор тщательно, методично подходит к постановке проблемы слушания – это большая заслуга. Б Феррари заставляет увидеть в слушании то многообразие возможностей, которого нам недостает для решения разных задач.

Второе: автор дает типологию слушателей. Мы все любим типологии, они упрощают нам понимание происходящего и дают объяснение поступкам людей. Так и здесь: даны 6 типов слушателей с их типичными привычками, фразами и недостатками. Однако, на мой взгляд, такой интересный вопрос, как типология и умение действовать с разными типами людей, освещен в книге крайне сжато.

Третье: понравились рекомендации автора, приведу даже одну из них тут. «Если хочешь получить от разговора то, что тебе нужно, будь готов усомниться в собственных глубоко укоренившихся представлениях. Главное, ради чего мы прислушиваемся к другим, — это стремление раздобыть информацию, которая нужна для принятия правильных решений». Сначала думаешь: очевидная истина. Но когда она подкреплена разъяснениями в духе «не согласен с мнением другого – задай уточняющий вопрос; хочешь углубиться в обсуждение – спроси по иную точку зрения; если не нравится разговор – задай вопрос, переведя диалог в другое русло», становится понятно, как действовать. Вообще в книге много личных историй (иногда, правда, они затянуты, написаны толстовскими абзацами) и примеров.

Книга будет полезна всем, кто работает в консалтинге, лидерам проектных команд, а еще, как мне кажется, тем, кто является интровертом, поскольку благодаря этому изданию умение интровертов прислушиваться и анализировать раскроется еще сильнее.