Отзыв на "Спасите котика!" (Б. Снайдер)

19 Дек 2014 книга

small_information_items_172.jpgКнига называется "Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства". Почему такое название? Снайдер считает, что в самом начале фильма крайне важно познакомить зрителей с главным героем, при этом сделать это надо так, чтобы вызвать отношение к нему. Поэтому сначала должна быть сцена под условным названием "спасение котика", где герой совершает важный поступок.

Это лишь первая из множества фишек, которые Снайдер открывает перед читателем. Не буду заниматься пересказыванием, скажу лишь, по традиции, о трёх значимых идеях после прочтения.

Во-первых, в книге дается очень много полезных подсказок тем, кто создает сценарии, придумывает рекламу, занимается постановкой мероприятий. Вы найдете массу способов выстроить рассказ так, чтобы он цеплял аудиторию. Вы также узнаете о сотне ошибок, которые можно избежать, если знать о них заранее. Снайдер дает в книге, пожалуй, наиболее полный обзор существующих типов сценариев. Это условное описание сюжета. Если кто-то борется с пришельцами - это вид «монстр в доме» (фильмы «Чужой», «Изгоняющий дьявола»). Так вот в каждом из типов сценария есть свои приемчики и нюансы, которые важно учесть, чтобы история сработала. И вся книга наполнена такими подсказками (также и из личного опыта автора).

Во-вторых, очень полезной была глава про логлайны. Читая ее, я видел стартап-лидеров, которые презентуют свои бизнес-проекты перед инвесторами. Частая проблема у них - неумение сжато и доступно донести суть проекта, рассказать в двух словах, "что_я_делаю". Логлайн - это краткий анонс о фильме. Из него мы узнаем самую суть, понимаем, что за жанр, кто с кем борется и в какие передряги попадает. Мне кажется, что умение создавать вот такие логлайны для своих стартапов - это важный навык (и не только для стартаперов). Автор дает массу примеров логлайнов, показывает прямо по фразам, как строится хороший логлайн, что отличает хороший от плохого. Для всех стартаперов - маст рид!

В дополнение к этому автор дает еще массу правил сценаристов (например, «Папа Римский в бассейне» или «Осторожно, ледник!»). Это следующий этап после построения самого сюжета, когда нужна тонкая настройка. Но здесь-то и «ломают дрова» малоопытные сценаристы.

Глава «Приступаем к структуре» вообще изменила то, как я стал смотреть фильмы! Теперь многое стало понятно, «почему и зачем это здесь показано». Вас это тоже настигнет :)

Третье, что я бы отметил в качестве важной идеи, - это принцип или алгоритм написания сценария (глава «Создавая идеальный сценарий»). Лично мне это было важно, т.к. я занимаюсь подготовкой спикеров к выступлениям, что отчасти близко к сочинению рассказа. Мне было нужно заглянуть "в мастерскую" и понять, как у них там строится процесс. На удивление все просто: листы бумаги, стикеры, карандаши, все знакомое, родное. Истории даже в современном Голливуде по-прежнему создаются сначала на аналоговых носителях :) Почитайте эту главу особенно пристально.

Резюмирую: книга отличная. В ней много примеров (жаль, что некоторые из фильмов, которые автор приводит в пример, я, к сожалению, не видел), живой язык. Конечно, самомнения автору не занимать, но то, что он выдает очень полезную и интересную (!) информацию, остается бесспорным.