О целях презентаций

16 Май 2013 статья

Недавно я проводил тренинг по созданию презентаций для банка. Удивило то, что в двух группах было совершенно разное отношение к целям выступлений. Первая практически целиком и полностью считала, что их презентации должны «донести информацию, рассказать» и всё. На «и всё» они почти настаивали. Говорили, что именно так и есть: чисто отчитаться, доложить, показать, описать (ну, и далее другие схожие по смыслу синонимы). Во второй на удивление многие считали, что целью даже отчетной презентации является оказание воздействия (группы одинаковые по составу, к слову).

Я в корне согласен со вторыми. Объясню почему. Я убежден, что даже отчетное выступление проводится ради чего-то, т.е. есть какое-то видение дальнейших шагов. Вообразим ситуацию: сотрудник представляет результаты работы проектной группы/подразделения… по итогам квартала/года более высокому начальству. Начальство послушало, задало вопросы, подумало и… отправилось на обед. Так? Вряд ли. Особенно, если речь идет о таких крупных и современных компаниях, как эта. Скорее, начальство всё-таки, выслушав, оценивает ситуацию и делает выводы, по результатам которых принимается дальнейшее решение (изменить ситуацию, перераспределить силы, перенаправить финансы, похвалить, наказать, позвонить, свистать всех на верх и т.д.).

Я не говорю о выступлениях, которые проводятся для галочки. В таких случаях, я буду полностью согласен с первыми, но, честно говоря, не хотел бы тратить себя на подготовку таких презентаций. Я считаю, что даже отчетная сухая презентация может повлиять на людей, продвинуть их к чему-то, т.е. совершить действие. И целью вполне может быть не просто «отчитаться», а помочь принять верное для компании решение, изменить мнение или даже мышление, сдвинуть вперед…

Для того, чтобы аудитория была готова совершить это действие нужна четкая конструкция, задумка и хорошие обобщающие выводы даже в отчетных выступлениях. Видимо, отсутствие этого не позволяет разглядеть что-то интересное, больший потенциал, а, значит, изменить отношение к своей работе.