Непонимание между спикером и аудиторией

20 Сен 2013 статья

Часто участники тренингов говорят, что одной из проблем выступающих является неумение говорить просто и понятно. Есть такое дело :)

Но многие говорят, я не буду опускаться до примитивного уровня и все упрощать. А мне кажется, речь должна идти не только об упрощении языка и минимизации узких терминов, но еще и об объяснении материала. Именно хорошее, доступное объяснение (даже при сохранении терминов и оборотов в речи) поможет аудитории понимать спикера. Вот к чему нужно стремиться.

Смотрите, как бывает: я захотел испечь пирог. Достаю поваренную книгу, открываю нужную страницу, там автор пишет:

— возьмите яйца

Я взял яйца.

— возьмите сахар

Я достал сахар.

— возьмите муку

Я взял муку.

— возьмите джем.

Я достал джем.

— замесите тесто

И тут у меня ступор: КАК?!? Как это сделать? Как его месить, я же не умею! Мне не объяснили это.

Недостаточное объяснение — вот в чем загвоздка. То, что очевидно автору, для меня — большое препятствие. И так часто бывает в презентациях: то, что известно человеку, который серьезно занимается какой-то проблемой, не всегда понятно окружающим, а спикер об этом даже не догадывается! «Как же можно не понимать таких очевидных вещей?» — думает специалист. Себя трудно поставить на место слушателя.

Что сделать? Советую тренироваться вслух и перед другими людьми. Реакция и вопросы слушателей помогут спикеру понять, где слишком трудно, где неочевидно, где нужно пояснить материал, чтобы возникло необходимое понимание. Когда аудитория скажет «Ага-а, ясно!» — все ок.