Хорошая презентация должна вызывать дискомфорт

12 Дек 2017 статья

Не секрет, что нами завладели цифровые коммуникационные гаджеты. Исследование, проведённое Deloitte, сообщает, что все работающие жители США заглядывают в свои телефоны в сумме почти 8 миллиардов раз в день, другое исследование показало, что после появления смартфонов общая производительность труда в США снизилась. При этом в мире бизнеса людям необходим такой способ коммуникации, который позволил бы им обмениваться информацией, доносить свои идеи и эффективно работать над достижением общих целей. Где же она, золотая середина?

Я предложу классическое, но недооценённое решение: презентации. Их незаслуженно критикуют из-за того, что они часто ужасно сделаны. Хорошая презентация требует длительной работы: тут нужны и предварительный сбор информации, и ясность мысли; необходимо также тщательно подобрать слова и изображения, правильно подать материал. Так вот, после всех этих немаловажных действий презентации становятся более эффективными помощниками в деле, чем почти любое другое доступное нам средство коммуникации (а это говорит о многом — ведь таких средств немало). Они позволяют нам выступить веско, убедительно, не сбивая людей с толку разрозненными сообщениями и не вываливая на них сразу гору информации.

В 1970-е, когда я был старшеклассником и состоял в дискуссионном клубе, мы изучали психологическое понятие когнитивного диссонанса. С тех пор я использовал его в тысячах выступлений и мотивирующих выступлений. Лежащая в основе идея крайне проста: если вы хотите, чтобы группа людей приняла вашу точку зрения, опишите сперва какую-либо сложную или болезненную проблему, стоящую перед ними. Они могут не осознавать её существования, а может, именно в этот момент пытаются её решить. В любом случае нужно заставить их удерживать в сознании две противоречащие друг другу вещи: либо их убеждения и ваши тезисы, либо их представления и их реальное поведение. Этот диссонанс вызывает дискомфорт, и им хочется устранить его. Тут-то вы и преподносите ваше видение проблемы, переходя затем к предлагаемому вами решению, и диссонанс сменяется гармонией.

Эта простая формула может эффективно работать в разных случаях: когда вы формулируете новую стратегию на совещании, представляете продукт клиенту или выносите какой-то вопрос на обсуждение внутри команды. Во всех этих ситуациях вы пытаетесь донести свою идею, «продать» её аудитории и тем самым побудить людей изменить свои взгляды или предпринять какие-либо действия. Как сформулировала эксперт по презентациям Нэнси Дуарте, вы, в сущности, сочиняете сюжет; в нём формулируется задача, предлагается решение, слушателям сообщается, что они должны делать, и описывается, почему в результате им будет лучше.

Один из лучших учителей в моей жизни, технический гуру из IBM, применял этот подход на своих тренингах для сотрудников. Он рассказывал множество историй о клиентах и устрашающих проблемах, с которыми те имели дело. В каждой истории он формулировал проблему, описывал симтомы болезни (например, медленное время реагирования) и рассказывал обо всех перипетиях, через которые проходил клиент, чтобы узнать, в чём дело. Затем, словно Шерлок Холмс, он говорил нам, как следовало поставить правильный диагноз и — тадам! — исправить проблему. Мы узнали всё о решении проблем, архитектуре и, конечно же, о продуктах IBM. Его тренинги были фактически мастер-классами по созданию презентаций.

Поняв этот подход, вы сможете увидеть, как его применяют на TED talks, в приветственных выступлениях, видеоинструкциях, блогах, статьях и любых других формах убеждающей коммуникации. В отличие от «мгновенной» коммуникации через Твиттер или даже электронную почту, презентации дают вам время и пространство для того, чтобы изложить свои доводы и — при помощи голоса, мимики и жестов — убедить людей в том, что на ваш призыв к действию стоит откликнуться.

Чтобы привлечь внимание, вы можете использовать множество красивых картинок и графиков, но красивые картинки не смогут заменить веские аргументы и захватывающий сюжет. Да, я могу счесть ваши картинки весьма занимательными, но, если они не говорят мне, что мне делать или что я должен узнать нового, я, скорее всего, запомню ваше выступление просто как «хорошую презентацию», но так и не сдвинусь с места.

Ну и самое главное: хорошо подготовленная презентация помогает людям сосредоточить внимание и усилия. Ведь в условиях, когда многочисленные гаджеты отвлекают и рассеивают наше внимание вместо того, чтобы увеличивать нашу продуктивность, концентрация — это именно то, что так нужно нам всем.

Джош Берсин
Оригинал статьи