Как повысить эффективность обучения?

Раскрываем вопросы посттренинга.
Если вы тренер или HR-специалист, то обязательно задаетесь вопросом повышения эффективности обучения на тренингах. Этот вопрос непременно встает перед T&D-специалистами.

Поскольку всегда и во всех форматах обучения есть свои ограничения, затрудняющие ожидаемые изменения у участников. Прямо скажем, эти ограничения сказываются и на репутации (что особенно важно, если вы — внешний эксперт). Лично я нашел то, что позволяет сделать мои тренинги более эффективными. Этими находками я хочу поделиться с вами.

Оговорка № 1: описываемый ниже опыт касается только тренингов по презентационной тематике (имеется в виду обучение структуре презентации, дизайну слайдов, навыкам выступления).
Презентационные навыки — это набор умений и качеств. Очевидно, что многие из них не формируются за день, за два или за неделю. Например, владение разными приёмами управления вниманием аудитории (люди обычно используют приём вопросы в зал и на этом весь репертуар исчерпан). Или, например, умение поддерживать зрительный контакт. Многие заказчики хотят «все и сразу» (а многие бизнес-тренеры это им обещают). Но научить за 2 дня человека качественно и свободно выступать и пользоваться различными «фишками» невозможно, это факт. Коммуникативные и поведенческие привычки требуют времени.

Эффективность освоения умений во время тренинга

Я всегда был фанатом методически продуманных блоков и упражнений. Главное для меня — это практика, выработка полезной и осознаваемой «привычки». В процессе обучения я стал применять «стимулятор» — чек-листы для анализа. Как это работает?

Предположим, есть конкретная компетенция, например, умение показывать актуальность идеи/продукта (в целом это довольно несложная техника). Мы ее можем оценить: показал спикер актуальность или не показал, насколько хорошо он применил технику. Далее каждый участник-зритель заносит в таблицу субъективную оценку, после чего баллы суммируются и выводится общий балл спикеру за компетенцию N. На основании оценок проводится обсуждение и анализ. Так мы делаем и с остальными компетенциями в ходе всего обучения. Участники привыкают анализировать себя и других, дают обратную связь. Но это не все, т.к. с этими баллами мы можем устраивать соревнование и определять, кто был лучше всех (геймификация!).

Как поддерживать участников после тренинга?

Допустим, у нас классический двухдневный формат для стандартной группы в 10−15 человек, тема — публичные выступления, базовый уровень. Но! Пройдет неделя и, если не будет причины выступить (читай — применить то, что было на занятии), весь изученный материал начинает улетучиваться. В итоге обучение прошло, деньги потрачены, эффекта не видно. Выход: нужен повод применить полученные умения в деле!

Оговорка № 2: вебинары и онлайн/скайп-презентации не работают там, где нужно чувствовать аудиторию и ловить обратную живую связь. Вот что я предлагаю.

Посттренинг «new level» на один день, где мы 20% времени повторяем пройденное, а 80% я даю новую информацию. Обычно мы выдерживаем интервал в месяц или два и встречаемся снова. В качестве такого тренинга отлично заходит «Сторителлинг в презентациях».

Посттренинг в виде «Турнира» на 3 часа вечером. Отличие от первого варианта в том, что новой информации тут по минимуму, т. е. теоретических блоков в принципе нет, а есть только практика. За счет соревновательной атмосферы это и весело, и полезно, и сплачивает коллектив.

Большой проект «Конкурс презентаций». Такие проекты, конечно, требуют больше времени и большей PR-поддержки внутри компании, но эффект превосходит ожидания. Что это? Микс из тренингов и конкурса, где между тренинг-днями проводятся раунды, в которых участники соревнуются, проводя презентации по предложенным темам (готовят и структуру, и слайды). Такой проект мы делали в IBS с esPrezo в прошлом году. В результате не только научили сотрудников презентациям, но всему рынку показали свою армию.

Даже если нет средств и времени на большой конкурс, есть выход. Посттренинг в виде 3- или 4-часовых сессий под названием «Тест-драйв». Здесь участникам в конце базового тренинга дается «домашнее задание»: переработать и отрепетировать свою рабочую презентацию, чтобы потом ее показать. А далее после такой публичной «обкатки» у нас идет анализ и рекомендации.

Плюсы посттренинговых мероприятий

Подведу итоги. Главный эффект посттренинговых мероприятий — это качественное освоение умений и развитие участников. Что позволяет этого добиться? Во-первых, регулярность повторений, которая помогает закрепить «полезные привычки». Во-вторых, интервал и протяженность во времени дают возможность находиться участникам «в теме» долгое время, а, значит, лучше обращать внимание, дольше помнить, обсуждать. В-третьих, обязательные чек-листы (неважно — в контексте соревнования или без него) и обратная связь фокусируют внимание на составных элементах (компетенциях) мастерства презентатора. Буду рад продолжить с вами общение по этому поводу в почте или в ФБ.
Нужно "прокачать" сотрудников компании? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.