Когда-то я проходил обучение на одном тренинге для тренеров и услышал от коллег термин, который никогда не забуду. Точнее, это был сленг: «навыки протухают». Звучит противно и понятно одновременно. Так обозначается упадок эффективности деятельности, если нет повторения. Проще говоря, информация забывается, навыки улетучиваются.
Типичная ситуация
запрос на «Публичные выступления» с акцентом на подачу
слова HR-а: «Коллегам приходится выступать на конференциях, им не хватает уверенности и эмоций, у них слишком „сухие“ доклады»
2 дня, группа сотрудников среднего звена.
Обучение провели, всё хорошо, в анкетах «десятки» и… на этом их развитие закончилось. Потому что выступление случается месяца через полтора-два.
Изменения есть в казне, но не в поведенческом репертуаре :-) Только никому от этого не лучше: ни менеджеру по обучению, ни тренеру, ни сотруднику.
Более того, за те два месяца:
— сотрудники по возвращению к работе оказались затянуты массой приоритетных задач и тренинг отходит на десятый план;
— мозг как орган, который нацелен экономить ресурсы (спасибо эволюции!), всегда «будет настаивать» работать по старой привычке и не усложнять жизнь: готовиться накануне, начинать со слайдов, писать речь дословно в Ворде;
— информация естественным путем выветривается.
Что сделать, чтобы изменить ситуацию и не дать навыкам уйти?
Хочу поделиться тремя рекомендациями, цель которых — поддержать навыки в тонусе. Главное, что объединяет их — это «провоцирование» навыка и создание поводов его применить.
Действие «номер ноль».
Само обучение на тренинге должно быть максимально практическим и содержать близкие к отрасли данной компании кейсы и темы презентаций в упражнениях.
Вроде очевидно, но надо это оговорить.
1
Сценарий первый. Идеально перед мероприятием
Простого тренинга недостаточно. Нужно проводить обучение по схеме «тренинг + репетиции». Если вы формируете группу по принципу «этим сотрудникам выступать на конференциях, А и Б», то нет лучшего решения для них, чем пройти тренинг и сразу проработать будущую презентацию/выступление.
Например, проводится базовая программа «Эволюция», которую дополняем практикумом «Тест-драйв», где пройденные умения мы переносим в рабочий контекст и улучшаем рабочий материал. Каждый быстро видит результаты, это дает ему уверенность в том, что «всё работает» и дальше соблазна делать по-старому у человека в разы меньше.
“
100% участников ответили, что обучение было результативным и повысило их скиллы. И большая часть людей уверены, что с тематикой и содержанием курса мы попали в точку и оно подходит к тому, что мы делаем на форуме. В общем, обучение по мнению ребят прошло отлично.
Айгуль Валеева, менеджер по персоналу Центра системных технологий, компания ICL, программа «Эволюция + Тест-драйв».
2
Сценарий второй. Что, если объективно нет мероприятий в календаре?
Один клиент так и сказал: «В нашей отрасли конференции проводятся не так часто, как в той же ИТ-сфере. Объективно нет такого числа мероприятий. Но нам заметно, что спустя год после нашего обучения навыки у коллег исчезают. Что делать, чтобы всё совсем не растерять?»
Вышли из ситуации, организовав посттренинг для сотрудников, прошедших тренинг около года назад.
Занятия состояли из двух трехчасовых сессий с 16 до 19. Каждая — это мини-тренинг с теорией и практикой. На этапе планирования с заказчиком мы решили, что на первой встрече повторим то, что всё ещё «хромает» — приёмы управления вниманием аудитории — и затем добавим то, чему не учились — приёмы аргументации в презентациях.
Самих занятий, разумеется, может быть больше: и дизайн презентаций, и сторителлинг, и работа с вопросами из зала, но сосредоточились на приоритетных.
Два мини-тренинга и домашнее задание между ними
1
Сначала «Вспомнить всё»
Первый тренинг, разумеется, начинали с воспоминания основ — так мы провели «мостик» с прошлым. Затем была тема «Управление вниманием».
2
Потом задание на неделю
Между тренингами у нас было «домашнее задание»: разбили группу на 4 команды, каждой дали отдельную тему для 10-минутной презентации (темы были близки к рабочей действительности компании). Все группы должны в ходе подготовки применить приемы, которые осваивали: структурирование материала, умение показать его актуальность, невербалика в выступлении и, конечно, способы управления вниманием аудитории.
3
Постепенно увеличиваем нагрузку
На втором занятии по теме «Основы аргументации» мы провели проверку домашних заготовок с элементами соревнования, затем взяли новую порцию умений, которые сразу же потренировали на небольших агитационных речах.
Итоги. За два вечера с интервалом в неделю мы:
«освежили» базовые приёмы и техники,
скорректировали то, что «западало»,
добавили новый инструментарий,
потренировались на околорабочих темах.
“
После обучения информация стала удобной для восприятия. Стало короче, более ёмко, больше сути.
Юлия Белоусова, генеральный директор компании «Биалекса»
3
Сценарий третий. Внутренние мероприятия
Чтобы поддерживать умения коллег, проведите внутреннее мероприятие и получите эффект 2-в-1. Придумайте мини-конференцию «для себя» и подведите итоги года/квартала/месяца, придумайте конкурс проф. мастерства, внутреннее обучение или welcome-мероприятие. Повод может быть любой, ниже — три кейса от клиентов.
Конкурс мастерства презентации
У компании А был конкурс презентационного мастерства. Казалось бы, что это фан и несерьезно, но в ходе этого мероприятия участники прокачались настолько, что сами отмечали, что им любая презентация теперь по плечу.
Обмен новым знанием
В компании Б придумали проводить ежемесячные встречи по посещенному обучению (внешнему), на котором бывают сотрудники. Идея не уникальная, такие «клубы» есть у многих, но дело в другом — необходимость делиться «вынуждает» их постоянно тренировать навык и готовиться.
Внутреннее обучение
Третья компания-клиент принципиально проводит внутреннее профильное обучение (цель — передача опыта и выращивание кадров внутри), но для этого «лекторам» нужно регулярно работать с аудиторией, слайдами и смыслами — это вновь подпитка презентационных умений.
Вы совместите два полезных дела в одном: потренируете презентационные навыки, а также получите основной результат в зависимости от типа мероприятия.
Резюме
Так или иначе, во всех трех сценариях развития сотрудников общее одно — они подразумевают нахождение повода провести презентацию. Будь то реальная конференция, игровое выступление на посттренинге или внутренняя инициатива. Главное, чтобы была поставлена презентационная задача и сотрудники регулярно оказывались в презентационных ситуациях. Так навык не протухнет и всё время будет в состоянии готовности.
Если нужно провести обучение в компании, вы знаете, к кому обратиться. Мы подберем эффективную программу и прокачаем презентационные навыки, чтобы сотрудники были готовы к любой задаче: от проведения внутренних совещаний до выступлений на конференциях.
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.