Just pitch it!

Александр Яныхбаш
Just pitch it!
Улучшили внутренние совещания, приведя хаос к стандарту.
Для тренера нет ничего приятней после работы с группой, чем видеть, что твоя информация прижилась. То есть ее впустили в поле своей практической деятельности, ее внедряют и идут по "заветам Ильича". Так меняется презентационная культура и растет уровень коммуникаций. Так случилось в компании Nike. Вот короткий кейс, из которого вы узнаете, что такое настоящий Just do it не на словах, а на деле
Задача
Провести обучение на большую группу о правилах питчинга. Показать, как строится структура питча *, как выступать без слайдов.

Цель: выдвигать инициативы и эффективно обсуждать решения.

Причина: сумбурные и неструктурированные совещания, которые проводятся долго, но результата дают недостаточно.
Питч (англ. pitch): в дословном переводе означает «выставить на продажу»; это жанр коротких публичных выступлений (от 1 до 5 минут) с целью обсуждения вопросов, продажи идей или привлечения внимания к теме.
Контекст
Обучение должно проводиться в рамках большого выездного мероприятия. Сотрудники компании, главным образом, учились решать встающие задачи (как внешние клиентские, так и внутренние) посредством методологии дизайн-мышления.

Половину дня участники работали над конкретными бизнес-кейсами, одну четверть дня шел мой мастер-класс, четвертая четверть была отведена под демонстрацию наработок и питчи команд.
Миша Шишкин с воркшопом о дизайн-мышлении
Решение
Поскольку понятие «питч» мне знакомо весьма хорошо — всё благодаря большой практике работы со стартапами — создать план занятия было легко. Мы обсудили с заказчиком типы задач, которые в компании обычно приходится решать, выявили сходства и различия и разработали единую структуру для презентаций. Структуру я передавал группе, а далее, на самом мероприятии команды готовили по ней питчи. Под самый финал занятия я делился рекомендациями о подаче: как оратору двигаться, как стоять, ходить, смотреть и т. д.

Занятие шло 2,5 часа. Даже с учетом того, что группа была почти 180 человек, это не была сухая лекция, а теория + практика + теория + практика. Так по маленьким шагам мы собирали внятый рассказ.
Инсайт
Структура довольно простая, она универсальна и подходит для обсуждения разных проектов и инициатив*:
1
Вступление
  • Тизер: что предлагаем обсудить сегодня?
  • Проблема: какие трудности / вызовы / проблемы мы видим?
2
Основная часть
  • Решение: что предлагаем в качестве выхода из ситуации?
  • Как это работает: какой функционал, алгоритм или техника внутри?
  • Best Practice: у кого и где был удачный аналогичный опыт?
  • Выгоды: финансовые или другие преимущества и выигрыши.
  • Внедрение: как внедрять и какие ресурсы для этого необходимы?
3
Заключение
  • Побуждение: запрос к аудитории или призыв к действию.
разумеется, такая структура не является исчерпывающей всё и вся, ее можно адаптировать под контент.
Что сделали в Nike?

Всем так «зашла» данная структура, что они не долго думая решили ввести это как стандарт для обсуждения внутренних проектов и инициатив. Что они сделали:

  • дизайнер сверстал «шпаргалку» с выжимками по мотивам тренинга
  • повесили ее в каждой переговорке
  • поставили песочные часы на столы :-)
  • сделали манифест про стандарт презентаций (благо, на обучении присутствовали все, кого это касается, поэтому никому не достался «испорченный телефон»)




Шпарлагка в каждой переговорке
Мне это напомнило то, как родился формат печа-куча. Боссу одной японской компании однажды так надоели скучные и «непричесанные» презентации на совещаниях, что он, ударив кулаком по столу, сказал: «Так! Отныне презентации будут максимум на 20 слайдов, на каждый слайд максимум 20 секунд. И слайды должны меняться автоматически!» Это привело к тому, что люди стали:
а) готовить материал тщательнее
б) убирать излишки текста (смысл в обилии таблиц и слов на слайдах? времени все равно 20 секунд)
в) стали репетировать, чтобы уложиться во время.
Одни плюсы!

Так и здесь: разработали и внедрили стандартную структуру, скрипт для устной презентации, договорились о лимите времени. Сделали всем подсказку. И — внимание! — всё это сделали на третий рабочий день. Вот он — настоящий Just do it не на словах, а на деле.

Браво и успехов!
Если нужно провести обучение в компании, вы знаете, к кому обратиться — напишите мне на почту. Мы подберем эффективную программу и прокачаем презентационные навыки, чтобы сотрудники были готовы к любой задаче: от проведения внутренних совещаний до выступлений на конференциях.

Александр Яныхбаш