Исследователи из Гарварда обнаружили, что PowerPoint не так уж хорош для бизнеса

24 Июл 2017 статья

Презентации играют важную роль в нашей современной жизни. Мы сталкиваемся с ними во время учёбы, на работе и даже в частной обстановке. Безусловно, они важны, однако главный вопрос — как сделать доклад эффективным — остаётся открытым. Как влияют на коммуникативный процесс «формат» и «смысловое содержание» выступления? Какие программные инструменты и иллюстративные материалы наиболее эффективны?

В поисках ответа на эти вопросы учёные из Гарвардского университета провели исследование, в ходе которого сравнили эффективность трёх наиболее распространённых форматов презентации: устной, PowerPoint и Prezi.

Кафедра психологии в Гарварде недавно опубликовала в журнале PLOS ONE исследование под названием «Влияет ли формат презентации на её смысловое содержание?». Давайте рассмотрим проведённые кафедрой эксперименты, их поразительные результаты и основные выводы, которые вы наверняка захотите взять на заметку и применить в своем следующем докладе.

Главные действующие лица

Устная форма — она известна человечеству с начала времён. Устное (то есть не подкреплённое наглядными материалами) сообщение — отличный способ рассказывать истории, передавать традиции и сохранять память о событиях.

PowerPoint — к худу или к добру, платформа для создания презентаций от Microsoft остаётся в строю не первое десятилетие. Отличительная особенность — последовательная линейная смена слайдов, составляющих доклад. На слайдах может находиться текст, изображения, аудио, видео и другие объекты, расположенные в произвольном порядке.

Prezi — появившийся в 2009 году сервис быстро приобрёл популярность как один из лучших инструментов для создания деловых и обучающих презентаций. Отличительная особенность — масштабируемый пользовательский интерфейс (ZUI). Он позволяет пользователям размещать изображения, графику, текст, аудио, видео и анимацию на едином виртуальном холсте, без необходимости пролистывать набор слайдов.

Эксперименты

Исследователи из Гарварда провели двойное слепое исследование эффективности методов презентирования, разбив его на два эксперимента.

Эксперимент 1: на первом этапе участникам, имеющим достаточно опыта в создании устных презентаций, а также в PowerPoint и Prezi, было предложено создать доклад в одной из этих перечисленных форм (задания распределялись в случайном порядке).

Исследователи из Гарварда предоставили участникам необходимый контекст, инструкции и время для создания короткого, но реалистичного выступления. После этого участники показывали свои труды вживую через Skype некоторым другим участникам исследования, которые оценивали эффективность каждого выступления.

— В качестве докладчиков в эксперименте, проведённом Гарвардским университетом, участвовали 146 человек.
— Из Гарвардской научной лаборатории были приглашены 153 человека, которые выступали в качестве аудитории.

Эксперимент 2: записанные на видео презентации (созданные на первом этапе) были продемонстрированы более широкой онлайн-аудитории, что позволило увеличить статистическую мощность исследования и измерить влияние формы выступления на принятие слушателями решений и усвоение ими новых данных.

— В финальном этапе участвовали 1069 респондентов. Участники завершили эксперимент полностью онлайн.

Результаты

Участники оценили презентации Prezi как лучше организованные, более привлекательные, убедительные и эффективные по сравнению с таковыми в PowerPoint или устными. Более того, выступления с PowerPoint были оценены не выше, чем устные, не сопровождавшиеся какими-либо наглядными материалами. Пользователи оценивали три формы презентации по шкале от 1 до 5 по нескольким основным категориям.

оценки аудитории.png


Полученные данные одинаково верны как для «живых» презентаций, так и для таковых в записи, а также для случаев, когда участники оценивали множество выступлений разных форматов или одно отдельно.

  • Prezi была оценена как на 12,5 % более организованная, чем PowerPoint

  • Prezi была оценена как на 16,36 % более увлекательная, чем PowerPoint

  • Prezi была оценена как на 21,89 % более убедительная, чем PowerPoint

  • Prezi была оценена как на 25,28 % более эффективная, чем PowerPoint

Докладчики, представлявшие Prezi, произвели на аудиторию впечатление «более знающих и компетентных».

Главные выводы

Выбранный формат презентации говорит кое-что о вас

Выбранный формат не только влияет на восприятие аудиторией вашего сообщения, он также дает слушателям представление о вас — докладчике. Он может изменить отношение людей к вам и вашему бренду, поэтому важно выбрать инструмент, который гарантированно позволит вам выглядеть профессиональным, организованным и компетентным.

Хороший дизайн и захватывающая анимация Prezi производят на аудиторию более благоприятное впечатление. Лучший способ убедить зрителей — показать им по-настоящему наглядный доклад.

Масштабирование правит бал

Исследование показало, что интерактивный формат Prezi и масштабируемый пользовательский интерфейс делают выступления более эффективными, увлекательными и убедительными. Результаты исследования «отражают несомненное и вполне определённое преимущество этой формы над PowerPoint или, в более общем плане, ZUI над слайдовым форматом».

Аудитория сообщила, что приближение и удаление отдельных областей виртуального холста в целом производит более благоприятное впечатление по сравнению со слайдами и устными выступлениями.

Людям нужна наглядность

Участников попросили оценить объём текста, графиков, изображений и анимации в терминах «недостаточно», «излишне» или «в самый раз». Визуальные эффекты в Prezi были оценены как более «динамичные, визуально привлекательные и оригинальные» по сравнению с PowerPoint.

Что касается графиков и анимации, зрители указали, что в у последнего недостаточно графиков и анимации по сравнению с первым.

Если это исследование показалось вам интересным, рекомендуем поделиться приведённой ниже инфографикой.


Мариса Кристиан
Оригинал статьи