Искусство рассказывания историй как бизнес-инструмент

9 Окт 2012 статья

«Жили-были», «однажды в тридесятом царстве», «долго ли, коротко ли»… Так начинаются традиционные сказки, которые повествуют о самых разных хитросплетениях и событиях, происходивших с реальными или вымышленными людьми. Повествования сопровождают нас на протяжении всей жизни: мы воспитываемся на рассказах, изучаем через них родную речь и познаем мир. Именно сторителлингом назвали искусство передачи историй.

Однако профессионалы заметят, что это не только искусство, но одновременно и технология, ремесло, имеющее свои правила или даже «технику безопасности», которая помогает сделать сюжет осмысленными и по-настоящему интересными.

Очевидно, что общение имело колоссальное значение для наших предков, поэтому такая форма поведения была закреплена в ходе эволюции и заложена глубоко внутри нас. С помощью него передавалась информация о труде и быте, о семье и врагах, об отношениях между людьми. Истории являются совершенно естественным способом коммуникации.

В нашей жизни мы постоянно прибегаем к рассказам: когда знакомимся с новыми людьми, отвечаем на вопросы в повседневном общении, проходим собеседование, делимся последними новостями с друзьями. Примечательно, что еще одним пространством для применения навыков рассказывания является бизнес. Мы часто используем его для решения различных задач, хотя даже не задумываемся об этом.

Истории находят место в тренингах и наставничестве, проведении собеседований и адаптации персонала, когда проводим презентацию нового продукта, собираем совещание и выступаем с мотивирующей речью, проводим переговоры и т.д. Рассмотрим все более подробнее.

«Расскажите о себе»

Это классический вопрос, который на собеседованиях задают менеджеры по персоналу. Удивительно, что многие соискатели начинают рассказывать о том, где родились, какую школу закончили, куда потом поступили и где стали работать. Однако все эти данные имеются в резюме! Следует напомнить, что HR не имеет так много времени, чтобы потратить его на повторное прослушивание уже известной информации. Этот вопрос задается для того, чтобы узнать не столько формальные сведения, сколько для того, чтобы «разговорить» претендента и лучше его узнать, выяснить его уровень компетенций, ценности, личностные особенности.

К сожалению, мы не задумываемся о себе, поэтому в большинстве ситуаций, нам нечего сказать, кроме сухих биографических данных. Мой опыт проведения тренингов и мастер-классов только подтверждает мысль о неготовности многих к рассказу о себе.

Помните, что данный вопрос предполагает свободную форму изложения, поэтому к нему можно (и нужно!) подойти творчески. Например, рассказать необычный факт, который демонстрирует личностные и деловые качества, преподнести его так, чтобы в нем отражались важные для рассматриваемой позиции характеристики и достижения. Нужно заинтересовать HR’а, привлечь его внимание к ключевым деталям, важным с точки зрения работодателя.

Инструмент адаптации персонала

Во многих компаниях практикуются welcome-тренинги, на которых новоиспеченные сотрудники постигают нюансы корпоративного кодекса, знакомятся с продукцией и услугами компании, а также техническими мелочами. Зачастую для донесения корпоративной идеологии и видения целей и миссии недостаточно просто зачитать текст, написанный на официальном сайте. На стадии знакомства нужна искра, от которой должно разгореться пламя. Welcome-тренинг — это «этикетка» внутрифирменного кодекса поведения, и вы, проводя подобные мероприятия, не должны упасть в грязь лицом! Руководители согласятся, что сотрудник должен разделять философию и ценности компании. Однако чтобы этого достигнуть, нужна заинтересованность с его стороны в жизни компании, взглядах на ключевые вопросы, нужна мотивация на самоотдачу и развитие бизнеса, поэтому прибегайте к историям, когда нужно максимально понятным языком преподнести материал.

В ряде компаний на период адаптации к новым сотрудникам прикрепляется наставник. Его задача — не только обучать и пояснять, как выполняется та или иная операция. Он должен помочь войти в коллектив и сориентироваться в новой обстановке, помочь реализовать заложенный в сотруднике потенциал, необходимый для решения бизнес-задач. Часто одного наглядного примера бывает вполне достаточно, чтобы объяснить тонкости в работе и предупредить возможные ошибки.

Истории в обучении

Вы помните, как на некоторых лекциях в студенческие годы наше внимание «просыпалось», когда преподаватель отвлекался от теоретического материала и пояснял материал на примере? При этом мы лучше запоминали информацию, так как видели реальную связь с жизнью. То же самое происходит во время обучения на тренингах и семинарах. Когда тренер включает рассказ примеров в сценарий обучения, участники видят актуальность и соотносят информацию со своим личным опытом. Чем меньше будет таких связок с реальностью, тем более отстраненной от практической деятельности будет казаться рассказ. Помните, что история — это отличный способ иллюстрации любого, даже сложного материала.

Я регулярно провожу мастер-классы и презентации перед большими аудиториями и могу вас заверить, что когда материал по теме выступления пересекается с примерами из жизни и кейсами из практики, информация воспринимается гораздо лучше и эффективность запоминания повышается многократно.

Отдельно стоит сказать, что без этого не обходится ни одна презентация. Это может быть пример для наглядной иллюстрации материала, это может быть смешной случай из жизни для разрядки и смены обстановки во время выступления спикера. Ваша презентация будет намного интересней и лучше запомнится, если помимо формальной информации вы расскажете свои интересные случаи. Об этом читайте в следующей статье.

Специально для Brainity.ru