И снова о презентационном эффекте

2 Май 2012 статья

Я не перестаю повторять, что от хорошей репетиции презентации еще никто не умирал! И в этом я убедился в очередной раз, когда побывал на конкурсе стартапов 10K @HSEinc – Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики.

Что собой представляет конкурс? Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ собирает на одной площадке молодые проекты, которые представляют на суд общественности и членов жюри свои идеи или даже готовые продукты. В жюри, по традиции, собираются представители венчурных фондов, крупных компаний (например, Microsoft), частные инвесторы, консультанты и прочие заинтересованные лица. На выступление командам отводится 5 минут, после которых настает очередь вопросов. Затем проводится совещание экспертов и победителю вручается приз. Приз, как можно догадаться из названия, составляет 10000 долларов. В общем, формула простая: есть бизнес-проект – пройди заочный отбор и выступи с презентацией.

В 2011 году драма разворачивалась следующим образом. Было около 10 проектов, среди которых были откровенно слабые с фантастическими бизнес-планами и невнятной передачей самой сути. В лидеры выбились 2 проекта — оба технологические. Первый создан студентами биофака МГУ Maxygen (мини-лаборатория ДНК-диагностики) и 3D-сканер, способный сделать съемку миллиона точек за считанные секунды (разработка ребят из МФТИ). Оба проекта серьезные и имели равные шансы. Однако победили те ребята, которые смогли интересно преподнести материал и которые увереннее держались перед аудиторией, чем явно выделялись среди остальных.

В 2012 году ситуация повторилась. Однако на этот раз это уже явно выходило за рамки случайности. Дело в том, что я пристально следил за большинством проектов, так как знал многих лично, поскольку проводил мастер-класс в Вышке незадолго до конкурса.

Как только начался конкурс, сразу стала заметна разница между теми, кто был на занятии, и теми, кто не пришел. Вторые отличались тем, что говорили себе под нос, разговаривали с экраном проектора, а не со зрителями и жюри, мялись на одном месте, жестикулировали рукой, держащей микрофон. У них не было четкой логики презентации, не была представлена актуальность их бизнес-идеи. И, разумеется, слайды оставляли желать лучшего. Знакомое зрелище?

Другое дело, когда на сцене появлялись участники, которые все эти ошибки «знали в лицо». Даже небольшое по длительности обучение помогло улучшить их презентации и эффективнее выступить. Оценить это очень легко – по вопросам, которые задавали члены жюри: они были по существу, а не с долей иронии по отношению к проекту и презентатору в частности.

Отдельно следует сказать про победителей конкурса. Их оказалось два. Спикер команды «Lactocore» просто молодец. То, как он непринужденно держался и вел диалог, заслуживает быть образцом. Отдельно хочется сказать про моего хорошего знакомого Николая Иванова из «CytoDel», с которым я занимался лично. Николай довольно детально продумал структуру презентации, нам оставалось «докрутить» детали и добавить «вкусностей». Коля использовал классный ход — плюшевый эритроцит в качестве демонстрации работы их прибора, мы продумали вступление, интересную проблематизацию, отшлифовали образную речь, уделили внимание перемещениям по сцене и зрительному контакту, голосу и эмоциям. И в завершении несколько раз прорепетировали речь. Результат не заставил себя ждать. Я горжусь Колей и уверен, что он добьется немалых успехов! А всем остальным желаю не пренебрегать грамотной подготовкой и репетициями. Это стоит того.